Что ожидает детей-инвалидов на пороге учебных заведений?
Что ожидает детей с ограниченными физическими возможностями на пороге ВУЗов и средних специальных учебных заведений? Существуют ли для них какие-либо льготы, и каковы особенности профессионального консультирования? С какими условиями предстоит столкнуться студентам-инвалидам в учебных заведениях и какое трудоустройство им предрекают?
Инвалиды в Беларуси могут поступать почти во все учебные заведения страны, кроме медицинских специальностей. О перспективах профессионального самоопределения можно посоветоваться с проф-консультантом районной службы занятости, а также с врачом-реабилитологом в поликлинике по месту жительства. Хорошо успевающие студенты-инвалиды могут претендовать на именную стипендию Белорусского общества инвалидов.
В целях социальной защиты Правилами приема в высшие учебные заведения, Правилами приема в средние специальные учебные заведения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь 07.02.2006 № 80, лицам с ограниченными возможностями предусмотрен ряд льгот. В частности, абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для учёбы по избранной специальности, сдают вступительные экзамены в вузе (ссузе). Форма проведения вступительных испытаний определяется приемной комиссией учреждения образования с учетом особенностей психофизического развития абитуриента. Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды, представившие при приеме документов соответствующее удостоверение и заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии, о том, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности, имеют преимущественное право при зачислении (при равном общем количестве баллов). Абитуриенты данной категории имеют право на получение образования в заочной форме за счет средств бюджета.
Итоги зачисления последних 3-х лет свидетельствуют о том, что абитуриенты из числа детей-инвалидов успешно участвуют в конкурсном отборе.
Для создания равных возможностей при получении высшего образования предусмотрено обучение инвалидов по зрению по дистанционной форме, которое осуществляется в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Белорусском национальном техническом университете, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Полоцком государственном университете, Белорусско-Российском университете, Белорусском государственном университете.
Белорусской компанией «Сакрамент ИТ» в 2006 году разработана компьютерная программа Sakrament BookAssist, предназначенная для озвучивания цифровых учебников, одним из вариантов применения которой является ее использование в процессе обучения незрячих людей. Разработана методология и методика адаптации учебников к изданию их в виде цифровых книг в данной компьютерной среде.
На базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству создана многопрофильная ресурсно-методическая лаборатория по развитию информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в специальном образовании «Образование без границ». Лаборатория предназначена для обучения студентов и повышения квалификации специалистов по вопросам применения информационных коммуникационных технологий в обучении и социальной адаптации лиц с ограничениями, а также для обучения пользователей с ОПФР основам применения средств ИКТ.
Трудоустройство. Выпускникам – инвалидам I или II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставляется место работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с согласия выпускника иное имеющееся в наличии место работы. Выпускникам, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы, место работы предоставляется по желанию выпускника и при наличии возможности по месту жительства данного родителя, мужа (жены).
Молодые специалисты, заключившие трудовой договор, освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты в случаях, если: они являются инвалидами I, II групп или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I, II групп при невозможности предоставления работы по месту жительства этих родителей, мужа (жены) путем перераспределения.
Условия (специальные парты, сидения, подъёмники…) для обучения студентов-инвалидов в учебных заведениях. Постоянно ведется работа по улучшению имеющихся образовательных условий для студентов с особенностями психофизического развития через создание системы поддержки образовательного процесса, которая включает: для студентов с нарушением слуха — коррекционную составляющую, сурдоперевод, тьюторинг, записывание учебного материала, применение современных специальных сурдотехнических устройств, технических средств обучения; для студентов с нарушением зрения — лупы, настольные лампы, учебники и учебные пособия, напечатанные шрифтом Брайля, записи лекций на электронных аудио носителях; для студентов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата — установку специального оборудования (сантехнического, лифтов, дверных приспособлений и т. д.). Студентам — инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата предоставляются места для проживания в общежитиях улучшенной планировки, выделяются места на нижних этажах.
Достойные условия для лиц с ограниченными возможностями в учебных заведениях создаются постепенно. Но для настойчивых людей, как известно, коляска на пути к знаниям — не препятствие.
Информация для поступающих учащихся с ОПФР
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.
Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.
Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.
Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.
Обращаем внимание специалистов на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.
Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.
Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.
В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.
Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.
В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.
Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.
Трудоустройство инвалидов
а) Инвалидам с учетом индивидуальных программ реабилитации обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках.
Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускается, за исключением случаев, когда в соответствии с медицинским заключением состояние его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда.
Не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, медико-профессиональную, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих учреждениях независимо от срока пребывания в них.
б) Наниматели обязаны выделять или создавать новые рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве.
в) С целью трудоустройства инвалидов и с учетом местных особенностей органы государственной службы занятости, наниматели создают дополнительные рабочие места (в том числе специализированные), специализированные организации, цеха и участки для использования труда инвалидов.
г) Инвалидам при приеме на работу не устанавливается испытание.
д) Работающим инвалидам наниматель обязан создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в том числе путем организации их профессионального обучения на производстве, надомного труда. Условия труда, в том числе оплата, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность трудового отпуска, устанавливаются трудовым договором, коллективным договором, соглашением и не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.
е) Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена в соответствии с медицинским заключением. Направление инвалидов в служебную командировку допускается только с их согласия. Наниматель вправе уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья.
ж) Инвалидам предоставляется трудовой отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Инвалиды, работающие в учебно-производственных предприятиях общества глухих, имеют право на кратковременный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в период, согласованный инвалидом с нанимателем.
з) При сокращении численности или штата работников инвалидам при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе.
Инвалиды, работающие в специализированных организациях, цехах, на участках для использования труда инвалидов, имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации.
и) Инвалиды, работавшие до ухода на пенсию у нанимателя, сохраняют наравне с его работниками право на медицинское обслуживание, обеспечение жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также на другие социальные услуги и гарантии, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями.
Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования
№ п/п |
Название учебного заведения |
Категория поступающих (характер нарушения) |
Уровень образования поступающих |
Наименование учебной специальности, единичной квалификации |
1. |
УО «Борисовский государственный строительный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»; «столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник» |
2. |
УО «Вилейский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»; «технология швейного производства: швея» |
3. |
ГУО «Воложинский сельскохозяйственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«технология швейного производства: швея»; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
4. |
УО «Копыльский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение. |
«технология швейного производства: швея»; «отделочные строительные работы: маляр, штукатур"; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
5. |
УО «Смолевичский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»
|
6. |
УО «Любанский государственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
7. |
ГУО "Червенский строительный колледж"
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»; «санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования» |
8. |
УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"
|
9. |
УО «Молодечненский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»
|
10. |
УО «Узденский государственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»; «технология швейного производства: швея» |