Виртуальный музей

музеи

Виртуальный музей – это полифункциональный комплексный институт науки, культуры и образования, открытое для всеобщего посещения структурное подразделение школ, который, с одной стороны осуществляет выявление, комплектование, сохранение и популяризацию историко-культурных и природных ценностей, а с другой – выполняет важную образовательную функцию.

Система музеев учреждений образования Дзержинского района

В Республике Беларусь в настоящий момент мы видим рост национального сознания патриотизма и гражданственности. Один из способов, способствующих, чтобы молодёжь достойно продолжала подвиг отцов и дедушек, повышение музейной культуры за счёт организации образовательных инициатив, поскольку «музейная педагогика – область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды» (К. Фризен).

Одним из приоритетных направлений в развитии системы образования Дзержинского района является создание сети школьных музеев, введение музейной педагогики в общеобразовательный процесс. Управлением по образованию такая работа ведётся уже четвёртый год. За этот период произошли заметные количественные и качественные изменения в развитии школьных музеев.

Необходимым условием применения музейной педагогики в образовательном процессе является создание музейной среды в образовательных учреждениях. Для размещения школьных музеев выделяются отдельные помещения, организуется деятельность актива учащихся. В состав Совета музея входят также педагогические работники и родители.

Помощь в формировании музейной среды оказывают действующий районный историко-краеведческий музей и Республиканский архив кинофотодокументов.

Школьные музеи создаются и функционируют с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, выработке навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.

Исходя из местных условий, накопленного опыта работы, педагогические коллективы выбирают профиль музея, направление его деятельности. Кроме того, во всех музеях представлены экспозиции, посвящённые истории школы, истории села, ветеранам Великой Отечественной войны и труда.

Основными направлениями введения музейной педагогики в образовательный процесс являются следующие:

  • Проведение педагогическими работниками в системе музейно-педагогических занятий, уроков по всем учебным предметам на базе экспозиций школьных музеев.

Музейная педагогика представляет широкие возможности для обеспечения междисциплинарного подхода, позволяет «свести воедино» знания по всем предметам на основе анализа музейных предметов. Как правило, при использовании музейного пространства и предметов проводятся интегрированные уроки.

Новая форма учебных занятий (музейные уроки) значительно дополняет классноурочную систему, как по форме проведения занятий, так и по содержанию. У школьников складывается целостное представление не только о музейных предметах, но и об окружающем мире, тем самым реализуется интегративный подход к формированию системы знаний, ключевых компетенций учащихся. На всех музейных уроках даются исторические сведения о музейных предметах, народных традициях и обычаях, успешно решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Музейные уроки позволяют учителям-предметникам расширить и углубить учебную программу, наполнить содержанием национально-региональный компонент предмета, обеспечить межпредметные связи и связь теории с практикой.

  • Применение музейных средств для организации и проведения воспитательных мероприятий во внеучебное время: тематических классных часов, родительских собраний, вечеров, встреч, КВН, театральных постановок, конкурсов, экскурсий, интеллектуальных марафонов.

  • Организация на базе музея учебно-исследовательской деятельности учащихся, кружковой работы, работы факультативов «Спадчына», просветительской деятельности среди населения.

Работа в этом направлении способствует формированию исследовательских навыков учащихся, становлению творческой личности, приобщению к духовным и культурным ценностям народа.

Особенно успешно учебно-исследовательская деятельность организована в гимназии №1 г.Дзержинска, гимназии г.Фаниполя, Великосельском УПК ДС-СШ, Новосёлковском УПК ДС-СШ, Гричинском УПК ДС-СШ, Черниковщинском УПК ДС-СШ.

  • Организация сотрудничества всех имеющихся музеев, в том числе музейных сотрудников к решению задач образовательного процесса.

В практике сложились следующие формы взаимодействия.

Разработка музейно-педагогических программ, которые предполагают творческое взаимодействие музейных работников и школьных педагогов.

Проведение семинаров, научно-практических конференций.

Организация тематических выставок.

Проведение образовательных экскурсий.

В музеях района проводятся следующие типы музейных экскурсий:

  • Образовательная экскурсия ориентирует на углубленное изучение какой либо области знания с привлечением экспозиционного материала, выступающего к качестве средства обучения.

  • Развивающие экскурсии направлены на развитие художественных способностей и личных качеств зрителя, необходимых для полноценного восприятия произведений искусства, а именно: наблюдательности, творческого воображения, эмоциональной невосприимчивости, сенсорных способностей, способности анализировать и обобщать свои впечатления.

  • Воспитательные экскурсии ставят цель формирования познавательной активности, а также ценностных ориентаций личности.

Разнообразные экскурсионные программы разработаны руководителями всех школьных музеев.

Во всех школьных музеях намечаются перспективы дальнейшей работы, определены концепции их развития. В настоящее время на стадии реализации находится проект по созданию и обмену передвижными выставками между всеми школами района.

Таким образом, введение музейной педагогики в образовательный процесс способствует эффективному достижению триединой педагогической цели: обучению, воспитанию и развитию учащихся.

Музейная педагогика становится одной из форм работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию личности в едином образовательном процессе. Она воспитывает у учащихся толетарность, уважение к культуре других народов.

Введение музейной педагогики в образовательный процесс позволяет формировать у учащихся историческое сознание, приобщать их к духовным ценностям и культурным традициям народа, воспитывать любовь к родному краю.

свернуть

Виртуальные музеи учреждений образования

 

Государственное учреждение образования

«Гимназия № 1 г. Дзержинска»

Музей истории развития учебного заведения

Государственное учреждение образования

«Гимназия г. Дзержинска»

Mузей Боевой славы

Государственное учреждение образования

«Гимназия г. Фаниполя»

Виртуальный музей

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 2 г. Дзержинска»

Музей "Малая Родина"

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 4 г. Дзержинска»

Виртуальный музей

Музей Великой Отечественной войны

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 1 г.Фаниполя»

Музей «Мой край, мои корни»

Государственное учреждение образования

«Боровиковская средняя школа Дзержинского района»

Музей "Краязнаўчы музей"

Государственное учреждение образования

«Негорельская средняя школа № 1»

Виртуальный музей

Краязнаўчы музей "Вяртанне да вытокаў"

Государственное учреждение образования

«Негорельская базовая школа № 2»

Виртуальный музей

Государственное учреждение образования

«Станьковская средняя школа имени Марата Казея»

Школьный музей

Государственное учреждение образования

«Боровской учебно-педагогический комплекс ясли сад – средняя школа Дзержинского района»

Виртуальный музей

Гісторыка-краязнаўчы музей

Государственное учреждение образования

«Великосельский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа Дзержинского района»

Виртуальный музей

Государственное учреждение образования

«Волмянский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа»

Виртуальный музей "Музей быту"

Государственное учреждение образования

«Гричинский учебно-педагогический комплекс ясли сад – базовая школа»

Виртуальный музей

Музейны куток этнаграфіі і быту в.Грычына

Государственное учреждение образования

«Даниловичский учебно-педагогический комплекс ясли сад – средняя школа»

Виртуальный музей

Музей "Помнім мінулае…."

Государственное учреждение образования

«Дворищанский учебно-педагогический комплекс ясли сад – средняя школа»

Виртуальный музей

Музей “Мой родны кут”

Государственное учреждение образования

«Демидовичский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа»

Виртуальный музей

Музей “РАМЁСТВЫ БЕЛАРУСІ”

Государственное учреждение образования

«Новосёлковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Дзержинского района»

Музей "Гісторыя вёскі Вялікія Навасёлкі"

Государственное учреждение образования

«Петковичский учебно-педагогический комплекс ясли сад – средняя школа»

Виртуальный музей

Музей «В строю всегда, в памяти навечно»

Государственное учреждение образования

«Скирмантовский учебно-педагогический комплекс ясли сад – средняя школаа»

"Музей гісторыі вёскі Скірмантово"

Государственное учреждение образования

«Томковичский учебно-педагогический комплекс ясли сад – средняя школа»

Виртуальный музей

Этнаграфічны музей "Мой родны кут…"

Государственное учреждение образования

«Черниковщинский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа»

«Спадчына»

Государственное учреждение образования

«Заболотский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа»

Музей «Этнографическая кладовая»

Государственное учреждение образования

«Путчинский учебно-педагогический комплекс ясли сад – начальная школа»

Виртуальный музей

свернуть